Сцепление - однодисковое, сухое, с
центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Расположено в
алюминиевом картере, прикрепленном тремя болтами и одной шпилькой к
блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.
Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами. В маховике
имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие
отверстия кожуха, центрируя его. Тремя парами упругих стальных
пластин кожух соединен с ведущим диском. Этот узел в сборе
балансируют на стенде, поэтому заменять его следует целиком.
Замена необходима при кольцевом износе
лепестков нажимной пружины на глубину более 0,8 мм, а также при
уменьшении усилия на педали при выключении сцепления и,
соответственно, увеличении рабочего хода, что указывает на большой
износ поверхности ведущего диска или износу пружины. Ведомый диск в
сборе с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний
установлен на шлицах первичного вала коробки передач. Его заменяют
при биении диска в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании,
задирах или неравномерном износе, а также в том случае, если
расстояние от поверхности накладки до заклепок составляет менее 0,2
мм.
До 1987 года включительно выпускался кожух
модели 2108 - с изогнутыми концами лепестков диафрагменной пружины
(сцепление с зазорами в приводе). В настоящее время выпускается
кожух 2109 с плоскими концами лепестков пружины (зазоры в приводе
сцепления отсутствуют).
Различаются и муфты выключения сцепления
выжимной подшипник в сборе с фланцем. Муфта для кожуха 2109 -
с индексом 2110.
На автомобилях с двигателем ВАЗ-2112
применяется сцепление с другими характеристиками нажимной пружины и
пружин демпфера ведомого диска. Отличить это сцепление можно по
отверстию в прорези лепестков нажимной пружины и пружинам демпфера
ведомого диска, маркированным краской.
Две пружины из шести на диске сцепления нового поколения двигателя
ВАЗ-2112 - меньшего размера и смещены ближе к центру.
Диск ВАЗ-2112 той же размерности (200х140), что и ВАЗ-2110, но
передает более высокий крутящий момент за счет усиленной нажимной
пружины (в среднем на 12%). Диски 2112 можно ставить на 2110. При
этом несколько возрастает усилие на педали сцепления. Десятые диски
на двенадцатый двигатель ставить нельзя.
Привод сцепления - тросовый, беззазорный
свободный ход педали отсутствует, сцепление постоянно включено.
Педаль сцепления 27 установлена на оси в специальном кронштейне 25.
Ее верхний конец соединен с наконечником троса 24, оболочка которого
со стороны салона закреплена на кронштейне педали сцепления, а в
моторном отсеке – на кронштейне 3 силового агрегата. Соответствующий
поводок троса 8 соединен с вилкой выключения сцепления 9. Конец
троса защищен резиновым чехлом 4, рядом расположены две гайки 6 и 7
для регулировки привода. После регулировки гайки контрят, стянув их
вместе.
После замены сцепления регулируется ход педали
сцепления. В процессе эксплуатации накладки ведомого диска
изнашиваются, и ход педали увеличивается. Максимально допустимый ход
педали сцепления не должен превышать 160 мм.
Если на автомобиле установлено сцепление с
зазорами в приводе (на рычаге вилки выключения сцепления установлена
оттяжная пружина), то свободный ход рычага при перемещении его от
руки (преодолевается усилие оттяжной пружины) должен составлять
3,3-4,7 мм.