Система охлаждения - жидкостная, закрытого
типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы
обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке
расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по
сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за
счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются
паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см 2 .
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе
относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем
двигателе).
Термостатом и электровентилятором
радиатора поддерживается тепловой режим работы двигателя.
Электровентилятор включается датчиком, ввернутым в левый бачок
радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу
электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111,
2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а
размыкаются при температуре 94±2°С.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в
головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с
указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке
инжекторных двигателей (ВАЗ-2111, 2112) установлен дополнительный
датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока
управления двигателем.
Насос охлаждающей жидкости - лопастной,
центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым
ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса -
алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике. Наружное
кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика
напрессован зубчатый шкив, на задний крыльчатка. К торцу крыльчатки
прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым
находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять
его в сборе.
Термостат управляет перераспределением
потоков жидкости. На холодном двигателе перепускной клапан
термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость
циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок
термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг
включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева
карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового
устройства. На двигателях ВАЗ-2111, 2112 жидкость, кроме отопителя,
подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного
коллектора не предусмотрен).
При температуре 87±2°С перепускной клапан
термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при
этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся
жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен
составлять не менее 8 мм.
Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление
байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего
увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через
расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена,
что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая
система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого
в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две
пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от
радиатора охлаждения двигателя.
Радиатор состоит из двух вертикальных
пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных
рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими
пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины
штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую
прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится
через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок
пароотводной трубки.
Не рекомендуется использование воды в системе
охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых
деталей.