Система охлаждения - жидкостная,
закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы
обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке
расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в
системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура
кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при
давлении около 1,1 кгс/см . Впускной клапан открывается при
понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13
кгс/см (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя
поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос охлаждающей жидкости - лопастной,
центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым
ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса - алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике. Наружное кольцо подшипника
стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый
шкив, на задний - крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности
крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до
наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки - 39,8±0,1 мм. К
противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из
графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При
выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Термостат - управляет перераспределением
потоков жидкости с твердым термочувствительным элементом. На
холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к
радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу через
байпасный патрубок термостата, минуя радиатор. На двигателях
ВАЗ-2108, 21081, 21083 малый круг включает радиатор отопителя,
впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора на
двигателях с полуавтоматом пуска - и жидкостную камеру
полуавтоматического пускового устройства. На двигателе ВАЗ-2111
жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться,
открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по
большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С
основной клапан полностью открывается, а байпасный - закрывается, и
вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного
клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных
пластмассовых бачков левый - с перегородкой и двух горизонтальных
рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими
пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины
штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую
прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится
через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок
пароотводной трубки.
Электровентилятор радиатора на
двигателях ВАЗ-2108, 21081, 21083 включается датчиком-выключателем,
ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при
температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях,
выпущенных до 1998 г. со старым блоком предохранителей,
устанавливался другой датчик ТМ-108, управляющий электродвигателем
вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе
ВАЗ-2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока
управления двигателем через реле.
Расширительный бачок изготовлен из
полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать
уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для
пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
служит для контроля температуры охлаждающей жидкости ввернут в
головку цилиндров двигателя, связанный с указателем температуры на
приборной панели. В выпускном патрубке двигателя ВАЗ-2111 установлен
дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для
электронного блока управления двигателем.
При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор check
engine в комбинации приборов.