Система охлаждения двигателя – жидкостная,
закрытого типа с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе
жидкость циркулирует по «малому кругу». В него входят рубашки
охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя, насос
охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда
его кран открыт. При достижении температуры жидкости 80–85°С
приходят в действие два клапана термостата, перекрывая малый круг и
открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который интенсивно
обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также при
помощи электровентилятора.
Положение клапанов термостата при различной
температуре охлаждающей жидкости
I - вход жидкостииз головки блока цилиндров;
II - выход жидкости к насосу охлаждающей жидкости;
III - вход жидкости от отводящего шланга радиатора;
1 - основной клапан,
2 - перепускной клапан.
Радиатор состоит из двух горизонтальных бачков,
соединенных между собой трубками. Для лучшего теплоотвода на них
напрессованы пластины. Жидкость подается в радиатор через верхний
патрубок, а отводится через нижний.
В последнее время автомобили комплектуются
радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной.
Проходя через радиатор, жидкость охлаждается,
после чего снова поступает в двигатель. Изменение объема охлаждающей
жидкости при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный
бачок. Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок
изготовлен из полупрозрачного полиэтилена.
Герметичность системы обеспечивается впускным и
выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора. На горячем
двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в
системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости. При
ее остывании открывается впускной клапан, пропуская часть жидкости
из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя
уменьшение объема жидкости.
В пробке расширительного бачка имеется
отверстие, поэтому в его внутренней полости давление всегда
атмосферное.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа.
Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей.
Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не
требующем обслуживания. На передний конец вала напрессован фланец
шкива привода насоса – клиновым ремнем от шкива коленчатого вала
двигателя.
Не рекомендуется заливать в систему охлаждения
двигателя воду. Это приводит к образованию накипи на стенках
системы, коррозии деталей, ухудшению теплообмена и сокращению
ресурса уплотнения насоса.