Экономайзером называется составная часть механизма карбюратора автомобиля. Как известно, карбюратор выполняет главную и неотъемлемую роль в процессе формирования топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Воздух, проходя через воздушный фильтр, поступает в смесительную камеру через сужение в трубке – диффузор. Благодаря сужению создается разряжение давления, и бензин через жиклер, распыляясь, поступает из поплавковой камеры с постоянным давлением в смесительную камеру, где происходит процесс смешивания с воздухом. Процентное соотношение топлива и воздуха в смеси зависит от угла открытия дроссельной заслонки. Чем сильнее водитель давит на газ, тем больше открывается заслонка, а вследствие увеличивающегося разряжения в смесительной камере, большее количество топлива попадает в смесительную камеру. Таким образом, топливная смесь обогащается.
В момент полного открытия дроссельной заслонки посредством системы рычагов предается воздействие на сам экономайзер, представляющий собой некое устройство, подающее топливо в камеру смешения из поплавковой камеры по дополнительному каналу. При отпускании педали газа работа экономайзера прекращается. Конструктивно устройство представляет собой клапан с пружиной, приводимый в действие тягой дроссельной заслонки, а также собственный жиклер, соединенный трубкой с главным жиклером карбюратора. Таким образом, основное назначение экономайзера состоит в усилении обогащения топливно-воздушной смеси в момент полного нажатия на педаль газа.