Система рециркуляции выхлопных газов EGR (Exhaust Gas Recirculation) была разработана для снижения токсичности выхлопных газов и впервые применена в семидесятых годах прошлого столетия. Каталитический нейтрализатор в выхлопной системе автомобиля справляется лишь с «обезвреживанием» углеводородов и оксидов углерода. Для нейтрализации оксидов азота возможностей нейтрализатора недостаточно. С этой задачей успешно справляется, так называемый, клапан EGR. В упрощенном представлении это система, состоящая из трубки, соединяющей впускной и выпускной коллектор и клапана, установленного в ней. Клапан пропускает часть выхлопных газов во впускной коллектор, уменьшая токсичность выхлопа. Помимо этого, выхлопные газы, попадающие в камеру сгорания, снижают рабочую температуру двигателя. А, как известно – именно высокая температура двигателя способствует повышенному образованию оксидов азота. На практике, описанная выше система имеет два основных типа исполнения:
1 - Пневмомеханическая система. В основе заложен клапан с возвратной пружиной. При закрытой дроссельной заслонке разряжение во впускном коллекторе отсутствует – клапан закрыт. С увеличением оборотов двигателя заслонка начинает открываться, и начинающееся разряжение открывает клапан. При рабочих оборотах дроссельная заслонка полностью открыта, разряжение снова отсутствует и клапан закрыт.
2 - Электронная система. Электромагнитный клапан открывается и закрывается по сигналам электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Формирование команды на открытие и закрытие осуществляется по сигналам различных датчиков выхлопной системы. Есть системы, в которых клапан имеет лишь два состояния: открыт и закрыт. В более современных системах клапан имеет, в том числе, промежуточные состояния.
В автомобилях с бензиновым двигателем клапан EGR отключен при работе на холостом ходу, на непрогретом двигателе и на максимальных оборотах. В дизельных автомобилях напротив – клапан открыт на холостом ходу и закрывается по мере нарастания оборотов. В автомобилях с турбированными двигателями система EGR не используется.
Стоит сказать, что система рециркуляции довольно капризна и недолговечна, а стоимость ремонта достаточно высока. Для увеличения срока службы клапана необходимо проводить периодическую очистку от нагара. На практике же большинство автовладельцев предпочитают «заглушить» клапан, исключив его тем самым из цикла работы двигателя. Данное решение спорно с точки зрения увеличения ресурса двигателя, но однозначно способствует увеличению токсичности выхлопных газов.