Октановым числом характеризуется детонационная стойкость топлива Детонация – это преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндрах, приводящее к преждевременному износу деталей двигателя. Процесс характеризуется металлическим звоном, создаваемым отражением взрывной волны от стенок цилиндров и достаточно легко определяемый на слух. Термин применим исключительно для двигателей внутреннего сгорания на бензиновом топливе.
Каждая модель двигателя имеет определенные требования к детонационной стойкости топлива. Чем выше эти требования, тем больший коэффициент полезного действия имеет двигатель. Попробуем разобраться, что же представляет собой «октановое число» с научной точки зрения.
В качестве эталона принята смесь изооктана и н-гептана. Изооктан представляет собой вещество с крайне низкой детонационной стойкостью, а н-гептан напротив – склонен к самовоспламенению. Октановое число 100 соответствует соотношению изооктана к гептану, как 100 к 1. Однако, не секрет, что можно встретить бензиновое топливо с октановым числом выше 100. Такого показателя можно добиться применением антидетонационных присадок, одной из которых является запрещенный еще в 2002 году тетраэтилсвинец из-за своей высокой токсичности.
Методика испытаний топлива подразумевает под собой еще два термина – «фактическое октановое число» (получаемое в результате испытаний в лаборатории) и «дорожное октановое число» (выявляемое в результате дорожных испытаний).
Большинство двигателей современных автомобилей предъявляет требования к октановому числу топливной смеси в диапазоне 91 … 98.