История возникновения храпового механизма относит нас к истории древнего мира, когда механизм находил применение в конструкции арбалета. Храповик предотвращал вероятность случайного выстрела при натяжении тетивы. Принцип работы храповика основан на ограничении возвратно-поступательного движения поворотного механизма и замены его на поступательное движение. В основе конструкции заложено зубчатое колесо минимум с шестью скошенными зубцами на головке, обеспечивающими упор. Храповик позволяет вращаться оси на которой закреплен только в одном направлении. Несимметричная форма зубцов исключает возможность вращения в обратном направлении. Неотъемлемой частью храпового механизма является так называемая «собачка», закрепленная на неподвижной конструкции и находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом храповика. Проще говоря, именно в собачку упираются зубчатые колеса при попытке вращения в обратном направлении. Управление собачкой осуществляется при помощи рычага, способного вывести ее из зацепления. Это делается при необходимости вращения механизма в обратном направлении.
Минимальный угол поворота зубчатого колеса составляет шестьдесят градусов в механизме с шестью зубцами. Для возможности поворота на тридцать градусов необходим зубец уже с двенадцатью зубцами и так далее.
Храповый механизм нашел применение и в автомобилестроении. Например, в конструкции коленчатого вала или механизма стояночного тормоза. Классический рычаг ручного тормоза легко поднимается вверх и не опускается вниз без нажатия на кнопку, выводящую собачку из зацепления.