Подушка безопасности является одним из наиболее распространенных средств пассивной безопасности в современном автомобиле.
Конструктивно подушка представляет собой систему, состоящую непосредственно из мешка, свернутого и уложенного в специальный отсек в салоне автомобиля, баллона с газом и датчиков удара. Датчики срабатывают при столкновении автомобиля и баллон моментально наполняет газом подушку. Благодаря имеющимся отверстиям воздух стравливается из мешка через некоторое время после ДТП.
Массовое оснащение автомобилей подушками безопасности берет начало в семидесятых годах прошлого столетия в США. Стоить отметить, что в начале своего развития подушки рассматривались автопроизводителями как альтернатива ремням безопасности. Но вскоре стало очевидно, что подушка безопасности не только защищает тело водителя, либо пассажира от травм при столкновении, но и может нанести вред человеку. Дело в том, что сила раскрытия подушки соизмерима с силой удара боксера. Незафиксированное ремнем тело при фронтальном столкновении подается вперед – навстречу открывающейся подушке и принимает удар на себя.
Современные подушки безопасности работают вкупе с другим средством пассивной безопасности – преднатяжителями ремней безопасности. При срабатывании датчика удара происходит натяжение ремней, исключающее малейшее движение тела вперед, затем срабатывает подушка безопасности. Практически все производимые сегодня автомобили оснащены, как минимум, подушкой безопасности водителя.
При эксплуатации оснащенного подушками автомобиля следует помнить, что не следует ездить за рулем в очках со стеклянными линзами, ведь раскрывшаяся внезапно подушка может разбить стекла и травмировать глаза. Не стоит также пользоваться и курительной трубкой. При раскрытии подушки трубка может нанести серьезную травму.