В 1876 году немец Николаус Отто впервые показал работающий четырехтактный двигатель (цикл Отто, двигатель Отто). В настоящее время такие двигатели повсеместно распространены на всех видах автомобилей и другой технике, ввиду ряда их преимуществ над двухтактными и другими.
Цикл.
Опускаясь вниз, поршень освобождает место для горючей смеси, и она заполняет через открытый клапан впуска все пространство в цилиндре над поршнем. Это первый такт - такт впуска.
Поднимаясь вверх, при закрытых всех клапанах, поршень сжимает смесь в 9 - 15 раз, в зависимости от модели двигателя. Это второй такт, называемый сжатием.
От искры смесь воспламеняется, и начинается такт третий - расширение (рабочий ход). Энергия, выделившаяся в результате сгорания смеси, прикладывается к поршню, толкая его вниз. Последним тактом в цикле является такт выпуска, поднимающийся поршень вытесняет использованный газ в выпускной коллектор, при открытом клапане выпуска.
В дизельных двигателях в первом такте в цилиндр поступает воздух, а в третьем, вместо искры, с помощью форсунки впрыскивается топливо.
Механизмы и системы.
Основную нагрузку принимает на себя механизм, называемый кривошипно-шатунным. Именно в результате его работы энергия тепловая преобразуется в крутящий момент.
Для того, чтобы вовремя открывать и закрывать клапана, в двигателях имеется механизм, распределяющий движение газов - газораспределительный.
Для более стабильной работы двигателя в разных цилиндрах одинаковые такты происходят с чередованием, такое чередование называется порядком работы цилиндров. Например в двигателе с 1-3-4-2 расширение осуществляется сначала в 1-м, затем в 3-м, 4-ом и 2 цилиндрах.
Момент зажигания смеси имеет важную роль в работе двигателя. Смесь системой зажигания поджигается заранее, до прихода поршня вверх, чтобы она успела полностью сгореть и дать максимальную отдачу. Угол опережения зажигания изменяется и зависит от оборотов двигателя. В современных двигателях момент опережения определяется электронным блоком управления, который работает на основании показаний различных датчиков.
Для уменьшения сил трения и долговечности двигателя в нем предусмотрена система смазки.
Охлаждающая система предназначена для предотвращения перегрева, ведь смесь сгорает при температуре более 2000 градусов С.
Для приготовления качественной рабочей смеси такие двигатели оснащены системой питания.