Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)


Кривошипно-шатунный механизм преобразует движения поршней во вращение коленчатого вала. Коротко он называется КШМ.
В состав КШМ входят следующие компоненты:
1. Блок цилиндров.
Это цельнолитая деталь, являющаяся основой двигателя и КШМ. Отливается из чугуна или алюминия. К нижней части блока прикручивается картер двигателя, а к верхней - головка цилиндров. К блоку цилиндров крепятся другие детали.
2. Коленчатый вал. Имеет ступенчатую форму и принимает на себя давление от шатунов, преобразует их во вращение. В его составе коренные и шатунные шейки, связанные друг с другом щеками с противовесами. Спереди на валу
закрепляется шкив для привода газораспределительного механизма, сзади на хвостовике закреплен маховик.
3. Шатун. Состоит из основной части и откручивающейся крышки. Такая разборная конструкция позволяет устанавливать шатуны на коленчатый вал.
4. Поршень. Имеет форму цилиндра, изготавливается из алюминиевого сплава. Верхушка поршня называется донышком, нижняя часть - юбкой. В верхней половине поршня сделаны канавки для колец.
5. Поршневой палец и его два стопорных кольца. Эти кольца нужны для того, чтобы палец, свободно двигающийся внутри шатуна, не выходил за пределы поршня и не царапал зеркало поверхности цилиндра.
6. Маслосъемные кольца. Маслосъемное кольцо устанавливается ниже компрессионных колец. Состоит, как правило, из трех частей: двух опорных колец и между ними зигзагообразный маслосъемный элемент.
7. Компрессионные кольца. Как правило, по два кольца на поршень устанавливаются в верхние канавки поршня. Кольца образуют почти герметичное соединение между стенкой цилиндра и поршнем, обеспечивая высокую компрессию. Кольца имеют разрез для компенсации температурных расширений поршня и цилиндра. Замки (разрезы) колец установлены на поршне под разными углами для лучшей компрессии.
8. Вкладыши. Устанавливаются на коренные шейки коленвала и на шатунные шейки, образуя подшипники скольжения. Вкладыши изготовлены из стали, на поверхность которой нанесен слой алюминия. Алюминий вкладышей в паре со сталью шеек коленвала образуют пару, имеющую низкий коэффициент трения. Применение вкладышей на практике оказалось самой надежной и долговечной конструкцией. Поверхности шеек коленвала отшлифованы, кроме этого на эти поверхности подается масло из системы смазки двигателя.
9. Упорное полукольцо, с помощью которого обеспечивается минимальное осевое передвижение коленчатого вала в корпусе блока цилиндров.

 

Интересное в мире автомобилей