Автоматическая коробка передач - разновидность трансмиссии, предназначенная для передачи вращающего момента от двигателя к ведущим колесам и его изменения без участия человека. То есть в ней отсутствует педаль сцепления, а так же не нужно переключать скорости. Вместо рычага переключения передач используется рычаг селектора, который переводят в нужное положение перед началом движения, после чего скорости переключаются автоматически.
Изменение передаточного числа осуществляется несколькими соединенными между собой определенным образом планетарными механизмами, которые имеют муфты, приводимые в действие с помощью гидравлики. Гидравликой управляет электроника, использующая несколько датчиков.
Одним из основных компонентов такой трансмиссии является гидротрансформатор, который отделяет двигатель от трансмиссии. Усилие от двигателя на коробку передач передается только через жидкость. Можно назвать его гидравлическим сцеплением. На холостых оборотах двигателя усилие, передающееся от вала двигателя к трансмиссии не велико, поэтому автомобиль не двигается с места, при увеличении оборотов усилие возрастает, и автомобиль плавно начинает движение. В гидротрансформаторе используется гидравлическая жидкость, насос, лопасти, турбина и статор, а сам его корпус прикреплен к маховику двигателя.
В настоящее время, как правило, автоматические коробки оснащены 4 или 5 передачами, более дорогие автомобили имеют до восьми передач.
Селектор служит для выбора режима работы АКПП. Он может выглядеть различно: в виде рычага, компьютерного джойстика, кнопок. Устанавливаться селектор может тоже в разных местах: между передними сиденьями, на рулевой колонке, на центральной консоли.
Селектор имеет четыре режима работы.
Р - парковочный режим. Трансмиссия и стояночный тормоз заблокированы, автомобиль не сможет двигаться.
R - задний ход. Движение задним ходом.
N - нейтраль. Ведущие колеса не связаны с двигателем.
D - режим движения. При движении трансмиссия автоматически выбирает нужные передачи в зависимости от дорожных условий.
На различных моделях автомобилей разработаны и другие режимы для улучшения движения в зависимости от наличия снега, бездорожья, городского режима и других условий.