Дата и время  

Автомобильный справочник

Механическая коробка переключения передач (МКПП)

Механическая коробка переключения передач (МКПП)


Механическая коробка передач - самый популярный на сегодня вид трансмиссии. Трансмиссия (коробка передач) ступенчато изменяет скорость вращения ведущих колес и крутящий момент на них, что необходимо для движения автомобиля или мотоцикла при различных дорожных условиях.
Снижая скорость движения, с ее помощью мы увеличиваем крутящий момент на ведущих колесах, и наоборот, увеличиваем скорость движения, уменьшая момент, например, при движении с уклоном вниз или по хорошей прямой дороге, оставляя нагрузку на двигатель примерно одинаковой.
Работа трансмиссии основывается на изменении передаточного отношения (числа зубьев) шестерен. Коробка передач состоит из корпуса, частично заполненного маслом. В нем установлены три вала: входной, выходной и промежуточный. Входной вал соединен с двигателем, выходной - с приводом ведущих колес. Водитель переключает скорости с помощью рычага переключения передач, который через тяги и вилки перемещает шестерни или муфты, в зависимости от устройства коробки, меняя передаточное число. Для эффективной работы коробки передач в ней используются синхронизаторы, уравнивающие скорости вращения шестерен и валов. Блокирующее кольцо синхронизатора свободно перемещается вдоль оси вала и способно за счет силы трения вращаться вместе с шестерней, уравнивая скорость вращения шестерни и вала при выключенном сцеплении. Это создает условия для плавного переключения передач и длительного срока службы трансмиссии.
Четвертая передача обеспечивает одинаковые скорости вращения входного и выходного валов, и называется "прямая". На пятой передаче выходной вал вращается быстрее входного, а на первой, второй и третьей - медленнее. Для осуществления работы задней передачи используется устройство из трех шестерен, обеспечивающее вращение выходного вала в обратном направлении. Промежуточная шестерня сдвигается и приходит в зацепление с двумя другими шестернями. Задняя передача не имеет механизма синхронизации, поэтому для ее включения работа коробки передач должна быть полностью остановлена.