Амортизатор (от франц. amortisseur - ослаблять, смягчать) - специальное устройство, которое входит в состав подвески автомобиля. Предназначен амортизатор для подавления качения и поглощения толчков и ударов подвижных узлов подвески и колёс, а также для подавления вертикальных кузовных качений.
Амортизаторы бывают трех основных типов: масляные или гидравлические, газовые, газомасляные.
Рабочий цилиндр - основной элемент амортизатора. В нём находится гидравлическая жидкость. Это может быть специальное масло, а также смесь этого масла с газом или только газ. В рабочем цилиндре находится поршень, который присоединён к штоку. На этом поршне расположены специальные перепускные клапаны сжатия и отдачи, а также уплотнительные кольца. Бывают различные способы крепления амортизаторов на автомобиле, но в большинстве случаев они крепятся к кузову машины штоком, а к подвеске цилиндром. Для защиты внутренней поверхности цилиндра на амортизаторах установлен специальный защитный кожух. Чтобы предотвратить вытекания рабочего вещества из цилиндра наружу, сверху устанавливается особая манжета с направляющей втулкой. Практически в любых амортизаторах такие элементы присутствуют. Как в самых простых, так и в более сложных, современных вариантах.
По устройству различают амортизаторы: A - однотрубный газовый, В - двухтрубный масляный, C - двухтрубный газовый, D - газовый с выносной камерой.
Амортизаторы с двухтрубной рабочей камерой. Принцип работы такого типа амортизатора заключается в том, что поршень, находящийся внутри колбы при колебании передвигается и пропускает амортизирующее вещество сквозь специальные каналы и выдавливает её через клапан сжатия.
Устройство амортизатора однотрубного типа состоит из рабочего цилиндра и корпуса одновременно. В таком амортизаторе жидкость и газ находятся в одном цилиндре с поршнем. Такие типы амортизаторов не имеют клапан сжатия, как в двухтрубном, поэтому всю работу по управлению сопротивлением при сжатии выполняет поршень. Однотрубные амортизаторы лучше держат автомобиль на дорожном покрытии.
Амортизаторы с отдельно вынесенной газовой камерой тоже являются подвидом однотрубного типа, у которых компенсационная газовая полость выполнена в виде отдельного цилиндра.