Детонация это нежелательный режим работы двигателя внутреннего сгорания. На слух он воспринимается как звонкие удары, доносящиеся из верхней части двигателя. Этот металлический стрекот издают стенки камеры сгорания от воздействия на них ударной волны, которая появляется в результате чрезмерно быстрого сгорания газов топлива, сгорающих в камере сгорания. При этом цилиндр, в котором происходит это явление, перегревается. При детонации в камере сгорания образуются два фронта пламени. Первый фронт вызван искрой от свечи зажигания, второй - преждевременным самовоспламенением топливной смеси. При их встрече происходит детонация, то есть распространение ударной волны со скоростью, превышающей скорость звука. Вероятность возникновения детонации возрастает с увеличением нагрузки на двигатель при низких оборотах, с его перегревом и с увеличением степени сжатия.
Наличие детонации сопровождается увеличением нагрузки на детали двигателя, и при длительном воздействии приводит к износу деталей кривошипно-шатунного механизма: ускоренному износу пальцев, вкладышей, поршня, колец, рабочих поверхностей цилиндров. Поршень и прокладка головки блока цилиндров могут прогореть.
Причина детонации - использование некачественного или низкооктанового бензина, наличие нагара на поршнях и поверхностях камеры внутреннего сгорания, уменьшающего ее объем. Низкооктановое топливо воспламеняется под давлением при меньшей температуре, что приводит к детонации. В высокооктановом топливе содержатся вещества, повышающие температуру его воспламенения.
Для обнаружения детонации используют датчики, установленные на блок цилиндров. Датчик, подобно микрофону передает сигнал на плату управления, она в свою очередь выдает команду исполнительному механизму. При появлении стука исполнительный механизм уменьшает угол опережения зажигания.
В современных автомобилях такое явление, как детонация, уходит в прошлое. Этому способствуют применение датчиков, обеспечивающих обратную связь с двигателем, наличие автоматической коробки передач, которая не позволяет использовать двигатель в таком режиме, а так же использование качественного топлива.