Системы охлаждения автомобилей с двигателями УМПО-331 и ВАЗ-2106
похожи по устройству и принципу работы.
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией. Циркуляция обеспечивается насосом охлаждающей жидкости,
установленным в приливе блока цилиндров на двигателе УМПО-331 или в
корпусе, прикрепленном к блоку цилиндров болтами на двигателе
ВАЗ-2106.
Насосы обоих двигателей - лопастные, центробежного типа,
приводятся клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. При износе
подшипников вала или течи охлаждающей жидкости насос рекомендуется
заменить.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами
в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает
давление в системе на горячем двигателе, за счет чего повышается
температура кипения жидкости и уменьшаются ее паровые потери.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе
относительно атмосферного на остывающем двигателе. Расширительный
бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет
визуально контролировать количество жидкости в системе охлаждения
(ее уровень на холодном двигателе должен быть не ниже отметки MIN на
стенке расширительного бачка).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и
электровентилятором радиатора.
Термостат с твердым
термочувствительным элементом управляет перераспределением потоков
жидкости в системе охлаждения. На двигателе УМПО-331 термостат ТС
103 установлен с левой стороны. На двигателе ВАЗ-2106 термостат ТС
102 расположен с правой стороны.
Принцип работы обоих термостатов одинаков (внешне термостаты
различаются расположением патрубков). На холодном двигателе основной
клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и
жидкость циркулирует только по малому кругу. При температуре 80±3°С
(для термостата ТС 103) или 82±3°С (для термостата ТС102) основной
клапан начинает открываться, перепуская часть жидкости через
радиатор. При температуре 87±3 °С (для термостата ТС 103) или 90±3
°С (для термостата ТС 102) основной клапан термостата полностью
открывается, а байпасный закрывается, и через радиатор начинает
циркулировать уже вся жидкость. Ход основного клапана у обоих
термостатов должен составлять не менее 6 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков и двух
горизонтальных рядов алюминиевых трубок с напрессованными на них
охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения
пластины штампуются с насечками. Трубки соединены с бачками через
резиновую прокладку. Жидкость поступает в радиатор через верхний
патрубок, а отводится через нижний. Оба патрубка расположены на
радиаторе автомобиля с двигателем УМПО-331 в левом бачке, а на
радиаторе автомобиля с двигателем ВАЗ-2106 - в правом бачке. В
верхней части левых бачков обоих радиаторов расположен тонкий
патрубок пароотводной трубки, соединяющей радиатор с расширительным
бачком. Для слива охлаждающей жидкости в радиаторе автомобиля с
двигателем УМПО-331 предусмотрено отверстие с пробкой в нижней части
правого бачка. Из радиатора автомобиля с двигателем ВАЗ-2106
жидкость сливают, отсоединяя шланг от металлического штуцера,
ввернутого в резьбовое отверстие в нижней части левого бачка.
Датчик включения электровентилятора системы охлаждения типа 661.3710
на автомобиле с двигателем УМПО-331 расположен в правом бачке
радиатора, а на автомобиле с двигателем ВАЗ-2106 - в левом. Датчик
включает электровентилятор через реле, установленное на левом
брызговике. Контакты датчика замыкаются при температуре 92±3 °С, а
размыкаются при температуре 87±3 °С. Электродвигатель вентилятора с
крыльчаткой установлен на металлическом направляющем кожухе,
прикрепленном к бачкам радиатора.
Лопасти электровентилятора вращаются с большой скоростью и могут
нанести травму, если работать под капотом без должной осторожности.
Датчик, предназначенный для контроля температуры охлаждающей
жидкости и связанный с указателем температуры в комбинации приборов,
на двигателе УМПО-331 установлен в отводящем патрубке головки блока
цилиндров. На двигателе ВАЗ-2106 датчик установлен в головке блока
цилиндров двигателя вблизи свечи четвертого цилиндра.