Дата и время  

Автомобильный справочник

Система охлаждения четырехтактного двигателя

Система охлаждения четырехтактного двигателя


Для работы двигателя необходимо поддержание его температуры в определенных рамках. Так, если двигатель будет холодным, увеличится его износ, так как система смазки будет действовать не эффективно, снизится его мощность. При перегреве мотора возможна деформация и выход из строя его деталей. В среднем рабочая температура колеблется от 85 до 95 градусов цельсия.
Состав системы охлаждения.

Рубашка
Ее каналы сделаны внутри блока цилиндров вдоль движения поршней, в головке блока цилиндров, по ним циркулирует жидкость.

Радиатор
Состоит из двух бачков, соединенных между собой большим количеством плоских трубок, между трубками впаяны пластины для увеличения площади охлаждения. Изготовлен как правило из латуни, имеет прямоугольную форму и установлен перед двигателем, соединяясь с ним патрубками. Пробка радиатора герметична и имеет клапан, открывающийся при увеличении давления внутри системы.

Радиатор отопителя
Установлен в салоне автомобиля для обогрева салона. Устройство в общем такое же, как у основного радиатора, но имеет значительно меньшие размеры.

Расширительный бачок
Соединен с верхней емкостью радиатора. Охлаждающая жидкость при нагреве, расширяясь, вытекает в бачок.

Вентилятор
Может быть электрическим, с датчиком температуры, или принудительного привода через ремень, вращающийся постоянно. Вентилятор создает поток воздуха, охлаждая жидкость в радиаторе.

Помпа (водяной насос)
Водяной насос, обеспечивающий циркуляцию жидкости в системе. Внутри корпуса вращается вал с крыльчаткой, создающей движение жидкости. В движение приводится через ременную передачу от шкива на коленвале мотора.

Термостат
Служит для ускорения прогрева двигателя. При определенной температуре вещество термостата расширяется и давит на шток, на конце которого имеется тарелка. Тарелка открывает канал на радиатор, и при открытом термостате охлаждающая жидкость совершает движение по большому кругу. При 85 градусах термостат уже полностью открыт. В холодном двигателе термостат закрыт и охлаждающая жидкость минует радиатор.

Датчик и указатель температуры двигателя
Указатель температуры двигателя на панели приборов может выглядеть различно. Прибор работает в паре с электрическим датчиком на корпусе двигателя. При перегреве загорается красная лампочка.

Охлаждающая жидкость
Может применяться вода, но она имеет два недостатка: при охлаждении ниже 0 градусов застывает и расширяется, вызывая деформацию деталей, и вызывает коррозию. Поэтому используют тосол и антифриз, не вызывающие коррозию и замерзающие при температурах ниже - 40 градусов цельсия, и при замерзании не расширяются.