Система выпуска состоит из выпускного
коллектора, приемной трубы, дополнительного и основного глушителей.
На автомобилях, оснащенных системой впрыска, приемная труба - с
датчиком кислорода. В системе выпуска этих автомобилей может быть
установлен трехкомпонентный нейтрализатор. На части карбюраторных
автомобилей также устанавливался нейтрализатор. Глушители и
нейтрализатор неразборные узлы и при выходе из строя должны
заменяться новыми.
Выпускной коллектор отлит из чугуна.
Между ним и головкой цилиндров установлена металлоармированная
термостойкая прокладка. К нему на четырех шпильках крепится приемная
труба, изготовленная из нержавеющей стали. Она крепится к силовому
агрегату кронштейном с прижимом, охватывающим обе отводные трубы.
Приемная труба соединена с дополнительным глушителем через
уплотнительное кольцо с хомутом. Для уменьшения шума и лучшей
теплоизоляции дополнительный глушитель имеет защитный кожух. Для
автомобилей с нейтрализатором дополнительный глушитель выпускается с
укороченной передней трубой.
Нейтрализатор служит для уменьшения
выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота, а также
несгоревших углеводородов. Он состоит из двух керамических блоков со
множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига:
родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора,
оксид углерода превращается в малотоксичный диоксид, а оксиды азота
восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в
исправном нейтрализаторе достигает 90-95%. Для нормальной работы
нейтрализатора состав отработавших газов должен находиться в строго
заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя
количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика
кислорода. Нейтрализатор и датчик кислорода весьма чувствительны к
соединениям свинца: они отравляются и перестают работать.
Основной глушитель располагается после
дополнительного и соединяется с ним через уплотнительное кольцо с
хомутами. Глушители подвешены к кронштейнам кузова на пяти резиновых
подушках. Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом
осмотре труб и глушителей на предмет коррозии и в подтяжке или
замене ослабленных соединений.
Система выпуска двигателя -21081 отличается
прокладкой коллектора, выпускным коллектором, приемной трубой
(одинарная), и кронштейном крепления приемной трубы к блоку
цилиндров.